в селе Бушарино Одинцовского района Московской области
 

Таинства и требы

По своей природе Таинства — это благодатные дары Духа Святого, преподаваемые верующим в Церкви посредством особо учрежденного и законно совершаемого богослужения. По определению Православного Катехизиса святителя Филарета, Таинство — это «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». Хотя благодать Божия действует во всем мире — «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), — но с особым изобилием, именно как дар, она ниспосылается через Церковь и особенно в Таинствах.
Внешнее, обрядовое «оформление» Таинств необходимо как знак, критерий их истинности, богоучрежденности. Особо следует подчеркнуть, что все Таинства — это именно дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Господом (потому и недостойный по своим духовным качествам священнослужитель является полноправным тайносовершителем). От нас же ожидается «согласие» на соучастие в этом преизбытке Любви Божией — вера, смирение, благодарность. Естественно, что к Таинствам Церкви допускаются только люди сознательно верующие и воцерковленные, то есть выполняющие требования и установления Церкви.

Всего Таинств Церкви семь. Кроме упомянутых выше трех Таинств (Брака, или Венчания, Елеосвящения, или Соборования, и Крещения, одновременно с которым, как правило, совершается и Таинство Миропомазания), в Церкви существуют еще Таинство Рукоположения (совершаемого над будущими священнослужителями), и Таинства Покаяния и Причащения. Если некоторые Таинства совершаются или раз в жизни (как Крещение или Миропомазание), или весьма редко (Соборование), то только регулярное совершение Таинств Исповеди (Покаяния) и Причастия Даров Тела и Крови Христовых является нормой жизни православного христианина. И потому остановимся на их подробнее.